Гимназия №1507 Государственное бюджетное образовательное учреждение

ФГОС

 

Стандарт второго поколения в начальной школе


В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», как теперь принято говорить ФГОС или просто стандарты второго поколения.

Основной  смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов.

Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования  подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название "Три Т". Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:

·   к содержанию основных образовательных программ;

·   условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);

·   результатам освоения основных образовательных программ.

Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:

·   сохранение единства образовательного пространства России;

·   равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;

·   преемственность ступеней общего образования.

Основным образовательным результатом  является формирование мотивированной компетентной личности. А  главным  предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

Остановимся на некоторых содержательных аспектах ФГОС, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования". Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.

Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями конкретно  нашей области, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Учителя нашей прошли курсовую подготовку и готовы к работе по новым стандартам. Однако положительный результат от любых организованных форм освоения стандартов через курсы и семинары возможен при предварительном личном ознакомлении педагогов с материалами разработок.   Концепцию стандартов с приложениями каждый из работников начальной школы  изучает лично.

Важна также работа с Вами, уважаемые родители, ведь в начальной школе вы всегда стараетесь помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуете в их образовательной деятельности.

Наша с вами задача научить детей учиться.  Теперь  мы  ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации.
Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.     Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Обучая ребенка в начальной школе методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить программы средней и старшей ступеней школы. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нельзя не отметить, что стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции начального и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей.   Впервые  использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований к результатам образования, на первый план выступает семья. Во-вторых, новое в стандартах второго поколения выражается в системно – деятельностном ( самому делать, участвовать) подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился для нас новый термин - планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности: не только предметной, отражающей учебную деятельность, но и чётко обозначить вторую половину школьного дня.   Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современному УМК, включающему учебники,  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Как вы знаете,  Учебно -методический комплект (УМК)  состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Все компоненты (учебники и рабочие тетради) УМК создают условия для эмоционального, духовно-нравственного, социально личностного и интеллектуального развития ребенка, проявления им в различных видах деятельности. Содержание, методы и организация учебного процесса ориентированы на ребенка, на развитие и формирование общеучебных  умений и навыков, которые подготовят младшего школьника к дальнейшему образованию и самообразованию. Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, а инвариантная и вариативная части обеспечивают реализацию права каждого ребенка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с Новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития каждого ученика.

При выборе УМК,  соответствующего новому стандарту, следует учитывать:

  • содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
  • содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
  • учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
  • учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.

Для  реализации целей и задач ФГОС второго поколения  мы планируем работать  по УМК:

  • «Школа России»

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Основная задача государственного стандарта нового поколения - определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования. Уже сейчас можно сказать об актуальности, своевременности государственного стандарта. Каким станет процесс реализации, покажет практика. Многое зависит  как от педагогов так и от родителей.

Мы желаем всем успехов, плодотворного сотрудничества и взаимопонимания!

Учителя начальной школы гимназии №1507

 

Реализация Федеральных Государственных Образовательных Стандартов НОО в ГОУ гимназия №1507

 

«2010 год станет годом позитивных перемен в системе образования. Мы хотим создать современную школу, которая могла бы раскрыть личность ребёнка»
Д.А. Медведев

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГСО НОО) предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает «… достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности».

С 2010-2011 учебного года первые классы будут обучаться по традиционной программе, УМК «Школа России», учитывая новые образовательные стандарты.

Стандарты регламентируют систему школьного образования в целом – не только результаты, но и условия получения образования.

Кабинеты школы оснащены компьютерами, телевизорами, DVD-плеерами, видеомагнитофонами, музыкальными центрами, дидактическими и методическими материалами. Оборудованы кабинеты для уроков информатики, трудового обучения, изобразительного искусства.

 

 

Основные направления деятельности ОУ по внедрению ФГОС НОО

  • Формирование универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
  • Совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.
  • Формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.
  • Активное использование ИКТ и цифрового оборудования на предметных уроках и во внеурочной деятельности.

План работы по введению новых Федеральных государственных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) на 2013-2014 учебный год

 

Условия реализации ФГОС НОО

План реализации

Ответственный

сентябрь

  1. Внесение изменений в ООП НОО, ООО
  2. Разработка рабочих программ по всем предметам 3 кл. с учетом особенностей образовательной системы «Школа России»
  3. Разработка Образовательных  надпредметных  модулей.
  4. Организация работы в личном образовательном пространстве учителей 1-3-х классов.

ТК«Адаптационный период» (1классы)

Гуркина В.В.

Азарова М.С.

октябрь

  1. Экспертиза рабочих программ с учетом предъявляемых требований и их корректировка.
  2. ВШК за качеством проведения внеурочных занятий с учащимися 1-3 классов, их влияние на формирование предметных компетентностей обучающихся.

ТК«Адаптационный период» (1классы)

1 неделя – анализ работы учителей по планированию проектных задач (собеседование)

2 неделя – посещение уроков 1-3 классов

3 неделя – проверка информационных пространств учителей

4 неделя – анализ диагностики учащихся 1 классов  Организационные мероприятия по «Портфолио учащихся» 1-3 

Гуркина В.В.

ноябрь

  1. Апробация новых форм учебной деятельности (образовательные модули, учебные проектные задачи).
  2. ВШК за детско-взрослым взаимодействием в единой информационной среде.
  3. Родительское собрание по итогам Адаптационного образовательного модуля №1  «Первый раз в первый класс».

Предметно-обобщающий   К «Работа над текстом» (2 -3кл.)

ТК «Проектная задача» 2кл

Гуркина В.В.

декабрь

  1. ВШК за использованием возможностей мобильного класса учителями начальной школы.
  2. Консультации для учителей по работе с электронным журналом и дневников учащихся.

ФК уроков изо, музыки, физической культуры 1-3

ТК  по русскому языку, математике 2классы

Гуркина В.В.

Азарова М.С

январь

  1. Родительское собрание  по информированию и разъяснению влияния внеурочной деятельности  на формирование предметных компетенций учащихся.
  2. ВШК за деятельностью учителей 1-3-х классов по системно-деятельностному подходу в формировании предметных компетенций

ТК по чтению «Работа над текстом» 2-3

Собеседования с учителями начальных классов «Промежуточные результаты внеурочной деятельности»

Гуркина В.В.

Азарова М.С

февраль

1. ВШК за системой аттестации предметных грамотностей  и ключевых компетентностей.

 

Проверка портфолио учащихся 2-3

Комплексная работа 2-3 кл  (ФГОС НОО)

Гуркина В.В.

март

  1. Информационное  собрание для родителей дошкольников ДОУ о подготовке детей к обучению в школе в условиях введения ФГОС НОО.
  2. Групповая консультация для учителей начальной школы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием нового учебного оборудования.
  3. Контроль за обучением учителей 4- х классов по ФГОС НОО и на курсах МИОО «ИКТ-компетентность учителя»

Тематически-обобщающий контроль «ИКТ компетентность учащихся и учителей» 1классы; 2классы. Посещение уроков 1классов «Итоги букварного периода»

Анализ работы неаудиторной занятости учителей

Гуркина В.В.

Азарова М.С

апрель

  1. Разработка и проведение Образовательного модуля  «Рефлексия» в 1-3-х классах.
  2. Групповая консультация для воспитателей старших и подготовительных групп по формированию личностных компетенций младшего школьника и дошкольника.
  3. Анализ и корректировка рабочих программ для 3  классов по ОС «Школа России»

Комплексно-обобщающий контроль «Реализация ФГОС

Диагностика 1классов

Комплексная работа 2-3

Гуркина В.В.

Азарова М.С

май

  1. Анализ деятельности каждого педагога, работающего в рамках ФГОС НОО (подготовка аналитического и фактического материала).
  2. Итоговое собрание для родителей учащихся 1-3  классов по результатам работы педагогического коллектива школы по внедрению ФГОС НОО

Итоговый контроль по предметам

Гуркина В.В.

Азарова М.С

 

План работы по ФГОС на 2013-2014

 


Яндекс.Метрика